Как выбрать IT‑специальность и начать карьеру

IT — одна из самых популярных и высокооплачиваемых отраслей последнего десятилетия. Повсеместная цифровизация привела к взрывному спросу на специалистов-айтишников. Хотя среди новичков уровень конкуренции достаточно высок, эксперты прогнозируют дальнейший рост числа вакансий.

Вместе с разработчиками выяснили, как выбрать подходящую IT-специальность, даже если не знаешь программирование, и начать строить карьеру уже в школе.

Что нужно знать, прежде чем выбрать IT‑профессию

По данным исследовательского центра Зарплата.ру, в 2023 году самыми востребованными работниками в IT останутся специалисты по информационной безопасности и системные аналитики. При этом сложнее всего бизнесу найти DevOps-инженеров и фулстек-разработчиков. Казалось бы, чтобы легко попасть в IT, надо выбрать одну из этих ролей. Однако это не лучший путь, по мнению экспертов.

«IT, как и любой другой рынок труда, имеет свою специфику. Например, в 2022 году резко выросло количество вакансий в сфере информационной безопасности из-за участившихся кибератак, — рассуждает ведущий менеджер по персоналу в Контуре Катя Поварницына. — Насколько высоким останется спрос на таких специалистов через 5-10 лет — трудно сказать. Это может быть временной тенденцией, а может остаться актуальной ролью».

Однозначно можно сказать, что человек с айтишным образованием точно не останется без работы. Даже в достаточно массовых и конкурентных областях, вроде разработки и тестирования, ощущается нехватка кадров. По данным портала CNews, в январе 2023 года открытых вакансий для айтишников оказалось на 63% больше, чем год назад. Например, только Яндекс ищет более 1000 специалистов в сфере информационных технологий.

Чтобы получить работу мечты в крупной компании, одного желания мало. Нужно постоянно совершенствовать свои знания и умения, чтобы соответствовать требованиям работодателей.«Компании в большей степени ориентированы на поиск мидлов, поэтому среди новичков конкуренция очень высока, им бывает трудно найти работу, — делает акцент Катя. — Я советую всем, кто хочет связать свою жизнь с IT, начать нарабатывать опыт уже в студенческие годы».

В каких направлениях можно начать карьеру в IT

В IT работают люди разных профессий, и не всегда их деятельность связана с программированием. Чтобы выбрать ту область, которая кажется наиболее интересной, посмотрите, какие еще роли в IT бывают.

Тестирование

Тестировщик — это специалист, который отвечает за качество IT-продукта, например, сайта или мобильного приложения. Он ищет баги в работе системы и передает разработчикам информацию о выявленных ошибках.

«Основная задача тестировщика — проверить, что система работает так, как мы от неё ожидаем, — рассказывает тестировщица Контура Капа Потапова. — При этом проверка может быть основана на требованиях, которые закладывает аналитик, когда пишет техническое задание, или на здравом смысле, логике и стандартах поведения системы в разных ситуациях».

В этой IT-роли есть несколько направлений:

  • Тестировщик. Это — стартовая позиция. На ней новичку не понадобится даже знание языков программирования. В его обязанности входит ручной поиск ошибок.
  • QA или QA-инженер. Такой специалист не только ищет баги в системе, но и продумывает, как их избежать ещё до начала разработки. Он проверяет требования к продукту, оценивает риски и анализирует полученные результаты. Умеет проводить проверки как ручным способом, так и с помощью автотестов.
  • SDET (Software Development Engineer in Test) или тест-разработчик. Роль на стыке тестирования и кодинга. SDET придумывает сценарии проверок и пишет софт для их автоматизации. А ещё настраивает инфраструктуру для запуска тестов и обучает коллег.

«Первое и основное, что делает тестировщик — это имитирует взаимодействие пользователя с системой и проверяет, что она ведет себя ожидаемо. Так же важно посмотреть, как написан код или как ведет себя система в экстремальных ситуациях, — комментирует Капа. — Для этого мы используем разные инструменты и моделируем возможные ситуации: создаем высокую нагрузку, проверяем работу продукта при медленном интернете или внезапном прерывании какой-нибудь операции. Подробное описание результатов проверок мы заносим в таск-трекеры, программы для управления проектами, вроде Jira или Trello, а дальше с найденными багами работают разработчики».

Для каждого грейда нужен свой набор навыков. На старте тестировщику не понадобятся глубокие технические знания. Достаточно владеть методами тестирования и уметь планировать свою работу так, чтобы качественно проверить IT-продукт в установленные сроки.

«Важный фактор в работе тестировщика — это погружение в предметную область продукта, — объясняет Капа. — Если команда, например, разрабатывает систему для бухгалтерского учета, тестировщик должен знать, для чего предназначен продукт, какие задачи он решает. Это нужно, чтобы понимать, какое поведение системы будет правильным или неправильным в разных ситуациях».

Не менее важны для тестировщика и софт скилы. Постоянное взаимодействие с командой требует развитых коммуникативных навыков, умения принимать обратную связь и аргументировать свою точку зрения. А ещё не лишними будут усидчивость, желание докопаться до сути и внимательность.

«Когда ты долго тестируешь систему, тебе кажется, что ты знаешь о ней всё. Но это иллюзия! Знать всё невозможно, — делится опытом Капа. — Нужно уметь сохранять фокус внимания даже на монотонной работе. Например, когда ты 100 раз вводишь однотипные данные в 100 однотипных полей, иногда на 101 поле случается что-то непредвиденное. И эта ошибка может быть критичной».

Обучиться профессии тестировщика можно на курсах от онлайн-школ и IT-компаний или на обучающих платформах. Например, на Ulearn.me — сервисе с интерактивными онлайн-курсами, которую сделали в Контуре. На ней каждый желающий может бесплатно пройти вводный курс по тестированию: изучить теорию, познакомиться с базовыми инструментами, узнать, с помощью каких дополнительных материалов можно прокачаться в профессии дальше.

«Когда наработается теоретическая база и понимание принципов тестирования, можно попробовать проверить свои любимые сайты и приложения. Например, ВКонтакте или TikTok, — советует Капа. — Возможно у вас получится найти ошибку и даже получить какое-нибудь вознаграждение от сервиса. На первых порах я часто находила баги в ВКонтакте, отправляла информацию о них в техподдержку, и через некоторое время меня пригласили в бета-тестировщики. Я отказалась, так как у меня уже была работа, но мне было приятно получить такое предложение». 

Дизайн

Традиционно сферу IT связывают с разработкой: аналитикой, программированием и тестированием. Но каждый цифровой продукт, сайт или приложение, имеет своё «лицо» — визуальную часть, с которой взаимодействуют пользователи. Например, главную страницу, всплывающие уведомления, кнопки, баннеры и другие элементы. За их красоту, логичность и удобство отвечают дизайнеры.

«Одна из самых ценных и вдохновляющих возможностей дизайнера — способность помогать людям превращать идеи в форму, — говорит веб-дизайнер Контура Маша Шевелева. — Дизайнеры помогают делать так, чтобы людям больше нравились айтишные продукты. Когда продукты нравятся, люди чаще ими пользуются. Когда они ими чаще пользуются, они тратят на них больше денег. Компания получает прибыль».

В IT-компании дизайнер может:

  • разрабатывать внешний вид сайтов, мобильных приложений, сервисов;
  • заниматься оформлением рассылок, баннеров, писем, статей, соцсетей компании;
  • придумывать визуальные концепции для мероприятий и рекламных кампаний;
  • создавать айдентику компании, то есть разрабатывать и поддерживать единый стиль дизайна бренда. Это создает целостный внешний образ компании в глазах клиента и повышает её узнаваемость.

«В IT-компаниях реализоваться как дизайнер можно по-разному. Например, как UX-дизайнер, графический дизайнер, продуктовый дизайнер, веб-дизайнер, гейм-дизайнер, — рассказывает Маша. —  В Контуре я занимаюсь веб-дизайном. Мои обязанности — это, в основном, лендинги для IT-продуктов компании и мероприятий, а также поддержка и развитие документации по стилям и блокам для сборки лендингов».

Какую бы специализацию не выбрал дизайнер, для работы ему понадобится базовый набор хард и софт скилов. Во-первых, он должен владеть инструментами — профессиональными программами или редакторами. Например, для графического дизайнера это могут быть Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw, а для веб-дизайнера — Figma, Tilda, Sketch, или их аналоги. Точный список рабочих программ зависит от команды, в которой будет трудиться специалист, но знать основы работы с базовыми сервисами будет совсем нелишним.

Следующий пункт — это основы дизайна. Композиция, цвет, типографика, базовое понимание шрифтов — это фундаментальные знания, в соответствии с которыми дизайнер разрабатывает макеты. Сюда же можно добавить умение проектировать удобный и понятный интерфейс, который создается не в отрыве от продукта, а со знанием того, какой путь будет проходить пользователь.

«Для дизайнера также важна насмотренность, то есть визуальный опыт. Он помогает искать новые идеи и создавать нестандартные креативные работы. Все, что дизайнер видит вокруг — различные сайты, вывески на улице, архитектура, картины, журнальные обложки, рекламные ролики, работы коллег — формируют его насмотренность, — поясняет Маша. — Ещё дизайнер должен уметь исследовать и анализировать. Это помогает создавать продукт или услугу, которые соответствуют потребностям пользователя. В крупных компаниях, как правило, есть аналитики, которые предоставляют подробные данные, но такой навык очень полезен, чтобы как минимум задать правильные вопросы».

Софт скилы не отличаются от тех, что понадобятся при любой командной работе — это умение вести переговоры и эмпатия. Первое необходимо для того, чтобы объяснить свое решение и убедить в его правильности коллег. Отлично делать свою работу — недостаточно, важно правильно презентовать себя и свои работы команде или заказчику. А вот эмпатия — это необходимый навык всех специалистов, которые работают с людьми, и один из самых важных навыков дизайнера.

«Работа дизайнера строится вокруг человека и для того, чтобы разобраться в проблеме, которая не является его собственной, дизайнер должен пережить и понять ту ситуацию, в которой находится заказчик, — комментирует Маша. —  Далее придумать решение, которое сделает жизнь людей легче».

Дизайнеру необходимо держаться в актуальном инфополе, следить за трендами, новыми инструментами, запрашивать обратную связь, задавать много вопросов и расширять свой кругозор. В этом помогут привычка к саморазвитию и правильный тайм-менеджмент. Самостоятельность, самоорганизация и умение планировать свое время поддерживают специалиста в рабочем состоянии, не дают выгорать и способствуют быстрому наращиванию новых компетенций.

Лучший способ освоить профессию дизайнера — поступить в вуз или колледж на это направление. Но, если такой возможности нет или хочется просто «протестировать» свои возможности, можно пройти обучающие марафоны или записаться на курсы. Наш эксперт, Маша Шевелева, начала погружение в профессию с бесплатных ресурсов, а после прошла несколько практических курсов по веб-дизайну от Study Kvo, Никиты Обухова и Яндекс.Практикума.

«Я читала и смотрела много материалов по веб-дизайну, например, лекции Design Prosmotr и TED, — рассказывает Маша. — Позже я записалась на бесплатный трехдневный марафона по веб-дизайну. На нем были базовые уроки и отрисовка одного экрана в Figma. Я загорелась всем увиденным и поняла, что веб-дизайн это моё, я хочу этим заниматься. С тех пор я всем советую проверить свой интерес и желание на чем-то небольшом и недорогом, прежде, чем вкладывать крупные суммы в курсы».

Надо понимать, что пройденные курсы — это не гарантия трудоустройства. Крупные компании гораздо охотнее берут на работу кандидатов с портфолио. Если реальных задач пока нет, можно поставить их себе самостоятельно. Например, взять любой сайт и сделать его редизайн, или придумать макет вымышленного приложения, вроде, сервиса заказа горячих булочек из соседней пекарни или переводчика с языка майя. Ещё один отличный вариант для новичков — попытаться повторить понравившийся проект. Это помогает понять, какими методами и приемами пользуются практикующие дизайнеры. Размещать свои работы и находить вдохновение можно на площадках pinterest.com, behance.net  и dribbble.com.

«Любой опыт это ваша точка роста, — подводит итог Маша. — До того, как попасть в Контур, я работала и на фрилансе, и с кофейнями, и с батутным парком, и с несколькими стартапами. Все эти проекты были дорогой к тому, чтобы попасть в крупную IT-компанию. Они дали мне бесценный опыт, работы в портфолио и новые знакомства».

Проектировщик интерфейсов

Проектировщик интерфейсов или UX-дизайнер — это ещё одна IT-роль, для которой не нужно знать программирование. Такой специалист разрабатывает внешний вид интерфейсов, продумывает, как сделать их не только красивыми, но и удобными для пользователя.

«Сначала по задаче пишется аналитика, по ней UX-дизайнер рисует интерфейс, — рассказывает проектировщик интерфейсов Контура Вика Сафронова. — Задачи бывают разные: иногда надо нарисовать абсолютно новый продукт, а иногда — показать как будет выглядеть одна маленькая ошибка в сервисе».

Чтобы создать интерфейс, отвечающий всем требованиям, недостаточно уметь хорошо рисовать. Для этого также понадобятся неочевидные на первый взгляд навыки. Например, способность понимать боли пользователей, коммуникабельность и готовность к фидбеку.

«Проектировщик интерфейсов должен уметь разговаривать с людьми, потому что ты никогда не выполняешь задачу сам с собой. Чтобы сделать работу хорошо и учесть все нюансы, тебе всегда нужна консультация аналитика, разработчика, других дизайнеров, — объясняет Вика. — Важно быть гибким и нормально относиться к обратной связи. Не всегда твое решение примет команда, иногда придется договариваться, доказывать свою позицию или, наоборот, согласиться с мнением коллег. Порой придется перерисовать макет несколько раз, и это нормальный ежедневный процесс».

А вот так выглядит набор обязательных хард скилов проектировщика интерфейсов:

  • Уметь работать в Figma. Figma — базовый инструмент UX-дизайнера. В этом онлайн-сервисе можно создать интерактивный макет приложения, отдельные элементы интерфейса, иллюстрации, баннеры и любую векторную графику.
  • Уметь в дизайн. Кроме основных знаний о форме, композиции и цвете, проектировщик интерфейсов должен разбираться в правилах дизайна. Например знать, как управлять вниманием пользователей, как помочь им сконцентрироваться на решение их задачи в сервисе.

«Для этого не всегда нужно заканчивать вуз по специальности «дизайн», — говорит Вика. — Можно прокачаться самому, читая книги, проходя курсы и делая тестовые задания».

  • Уметь в текст. В интерфейсе много текстовой информации: надписи на кнопках, сообщения об ошибках, инструкции по заполнению форм и тому подобное. Поэтому хорошо, когда проектировщик умеет четко излагать свои мысли, писать короткие, информативные тексты. Так он сможет делать интерфейсы более удобными и понятными пользователям.

Чтобы «примерить» роль проектировщика интерфейсов и понять, подходит ли она в качестве основного занятия, можно потренироваться на разработке интерфейсов любимых сайтов или поискать заказы на фрилансе.

«С нынешнем количеством информации и курсов начать карьеру в айти несложно, — считает Вика. — Новичкам я бы посоветовала пройти курс по UX-дизайну. Там дадут основу, расскажут и про структуру команд, и про дизайн, и про хард и софт скилы. После можно обратить внимание на крупные компании, так как у них есть ресурс на то, чтобы брать стажеров или джунов, и растить нужных специалистов».

Аналитик

«Если оставить за скобками продуктовых и дата аналитиков, то аналитик — это переводчик с языка обычных людей на язык разработчиков, — говорит системный аналитик Контура Антон Петухов. — Он должен понять, что нужно пользователю. Не что он хочет, а что ему действительно нужно. Часто это две большие разницы».

Аналитик собирает требования к IT-продукту, решает, как и каким способом будет реализован проект, и ставит задачи разработчикам. Для этого у него есть много инструментов: интервью, изучение документации, метрики, наблюдение за пользователями и тому подобное. После того, как аналитик понял проблемы пользователей, он придумывает, как эти проблемы можно решить. Собранную информацию специалист «переводит» в технический язык — составляет спецификацию требований, проектирует этапы разработки и отражает их в виде, например, блок-схем, — и приносит её в команду. Далее контролирует поставленные задачи и, при необходимости, презентует результат заказчику.

«В зависимости от команды и договоренностей, аналитик может брать на себя функции других ролей: тестировщика, менеджера, разработчика, — поясняет Антон. — Это полезная опция, так как помогает видеть мир шире и дает возможность развиваться не только как аналитик».

Роль аналитика находится на стыке двух профессиональных сфер. С одной стороны такой специалист должен разбираться в цифровых технологиях: понимать базовые принципы разработки программного обеспечения, владеть навыками объектно-ориентированного программирования, знать, как оптимизировать этапы создания продукта. С другой — обладать развитыми коммуникационными и управленческими скилами, а ещё быть максимально внимательным к мелочам.

«Я считаю, что логика и системное мышление, то есть умение видеть системы в окружающем мире, понимать их цели, взаимосвязи и как они работают, — это главные хард скилы аналитика, — комментирует Антон. — Часто можно встретить перечень инструментов, которыми должен владеть аналитик. Например, он должен знать нотацию моделирования бизнес-процессов BPMN, объектно-ориентированное программирование, язык графического описания разработки программных продуктов UML, язык запросов SQL. Но, на мой взгляд, это всего лишь инструменты, и научиться ими пользоваться можно достаточно быстро в процессе работы».

По данным портала SuperJob, работа аналитиков хорошо оплачивается. Например, системный аналитик может рассчитывать на зарплату в 250-300 тысяч рублей, а старший системный аналитик — уже на 300-350 тысяч рублей. Конечно, речь идет о специалистах уровня мидл и сеньор. Оплата труда джуниор-аналитиков скромнее и зависит от задач и проекта, в котором они работают.

Высокий уровень заработной платы привлекает многих, но легко ли войти в профессию аналитика?

«С одной стороны — да, легко. Я знаю много людей, которые пришли в анализ из совершенно разных профессий: водители, медики, юристы и так далее, — рассказывает Антон. — Но с другой стороны сейчас «войти в IT» достаточно сложно. Работодатели не особо стремятся брать людей без опыта. К тому же на рынке труда очень много джунов, работодатели могут выбирать самых перспективных».

Чтобы претендовать на роль аналитика, можно пойти несколькими путями:

  • Окончить курсы, которые организуют IT-компании. После обучения у талантливых студентов есть шанс остаться в штате организации.
  • Войти в профессию через другие специальности в IT компаниях. Например, через техподдержку. Если, работая специалистом техподдержки, человек развивается, проявляет активность и помогает командам разработки, то шанс перейти в аналитики для него достаточно высок.
  • Быть экспертом в предметной области, например, в бухгалтерском учете, менеджменте, защите данных или другой сфере, и активно участвовать в автоматизации своей работы. Таких специалистов охотно берут в проекты по автоматизации с дальнейшим развитием в аналитики.

Программист

Разработчиком в IT обычно называют человека, который пишет код. Разработчики бывают разные:

  • Фронтендеры. Это специалисты, которые создают видимую часть приложения — интерфейс, то есть все то, с чем взаимодействует пользователь.
  • Бэкендеры. Пишут «внутреннюю» часть программных систем. Они отвечают за работу и производительность приложения.
  • Фулстек-разработчики. Универсальные специалисты, которые обладают знаниями и навыками двух предыдущих разработчиков. Они работают как с серверной стороной системы, так и с её интерфейсом.
  • Мобильные разработчики. Создают программы и приложения для мобильных устройств, таких как iPhone и Android.
  • Игровые разработчики. Как следует из названия, это программисты, которые работают с GameDev-проектами — играми для компьютеров и смартфонов. Среди них также есть специалисты, которые отвечают за базы данных, за бэкенд и фронт готового продукта.
  • Программисты 1С. Эти специалисты пишут код на русском языке и работают только с системой «1С Предприятие». Её используют для упрощения-бизнес-процессов. Например, для автоматизации кадрового учета или контроля финансов компании. 1С-программисты внедряют, поддерживают и дорабатывают эту систему под нужды конкретной организации.

А ещё разработчиков можно разделить по языкам, на которых они пишут. Но это уже узкоспециализированные направления, которые входят в одну из перечисленных категорий.

«В каждом продукте есть фронтэнд, то есть лицевая сторона, которую видит пользователь, и внутренняя «начинка». Поэтому глобально всех разработчиков можно разнести по этим двум направлениям, — рассуждает менеджер разработки Контура Катя Климова. — Бывают случаи, когда обе роли объединяет в себе один человек или, наоборот, для разработки не нужен второй специалист. Например, несложные сайты делают без участия бэкендера».

Навыки и знания для каждой роли зависят от продукта, над которым будет трудиться специалист. Для мобильного разработчика на Андроид важно знать Java или Kotlin — традиционные языки андроид-приложений, а вот, например, игровому программисту, который хочет работать в крупном проекте, потребуется знание движка Unity и языка C#.

«Выбор инструментов зависит от ниши, в которую хочет войти новичок, — рассказывает преподавателя курса «Разработка игр» и менеджер проектов Контура Павел Скрипниченко. —  Например, можно проанализировать топ-10 самых удачных проектов в любимом жанре, посмотреть какие компании их делают, какой стек используют, и изучать именно его».

Идеальный вариант — когда разработчик понимает, как и что делают другие члены команды. Это не значит, что программист должен глубоко погружаться в вопросы аналитики или, скажем, UX-дизайна, — важнее знать принцип работы программистов на «другой» стороне приложения.

«Конечно, бэкендеры и фронтендеры пересекаются, ведь они ведут один сервис. На верхнем уровне они понимают, как и что делает каждый из них, но более глубокие профессиональные навыки у них разные, — поясняет Катя. — Например, фронтендеры — это гуру HTML и JavaScript. А бэкендеры разбираются в более фундаментальных вещах. Например, API, управлении базами данных, интеграции».

Для входа в профессию разработчика достаточно знать один язык программирования и стараться писать максимально чистый и понятный код. Учить язык можно в любом возрасте. Например, школа — отличная стартовая площадка для этого. Можно практиковаться на учебных проектах или предложить свою помощь в разработке приложения для школьных нужд.

«Многое зависит от возраста, в котором человек хочет освоить профессию, — говорит ведущий инженер-программист Контура Женя Редько. — Python подойдет в качестве первого языка для школьников и тех, кто раньше никогда не имел дела с разработкой. У него простой синтаксис и на нём легко освоить азы программирования. Плюс Python хорошо развивает алгоритмическое мышление. А вообще любой язык — это инструмент со своей логикой. Научившись понимать эту логику, можно легко переходить с одного языка на другой».

Как выбрать специальность в IT-сфере

Если душа лежит к IT, но непонятно, какую роль выбрать, стоит проанализировать собственные способности и желания. Лучше всего в этом поможет профориентация. О том, что это такое и как самостоятельно выбрать будущий карьерный путь, мы подробно рассказывали в этой статье.

А если выбор уже сделан, но есть сомнения в том, получится ли войти в профессию, лучше подготовиться заранее и сделать следующее:

  • Выбрать специализацию. Сфера IT очень разнообразна. Например, термином «разработчик» могут называть разных специалистов. К ним относятся и прикладные программисты, которые создают различные сервисы и приложения, и веб-программисты, работающие с интернет-ресурсами, и системные программисты, в задачу которых входит разработка операционных систем. При этом внутри каждой такой профессии есть своё деление, скажем, по языку программирования или конкретным задачам. Тоже относится и к другим ролям в IT. Поэтому от специализации зависит дальнейшее профессиональное развитие. Например, выбор направления в вузе и наработка нужных софт скилов.

«Существует распространенное заблуждение, что в IT работают только те, кто пишет код. На самом деле, это абсолютно не так, — говорит ведущий менеджер по персоналу в Контуре Катя Поварницына. — В этой сфере много разных профессий, в том числе и творческих. Поэтому лучше выбирать специальность, опираясь на то, что больше нравится. Для этого можно провести собственное мини-исследование: почитать статьи или посмотреть видеоролики с обзором IT-специальностей, и понять для себя, что хотелось бы попробовать».

  • Узнать условия работы и требования к выбранной роли. Чтобы не разочароваться в выбранной профессии, лучше заранее узнать, какие задачи и в каких условиях придется решать на рабочем месте. Например, дизайнеру-новичку не доверят разработку интерфейса сложного приложения — на первых порах, скорее всего, придется отрисовывать отдельные графические элементы. А студент-стажер вряд ли может рассчитывать на удаленный формат работы, ведь очное присутствие помогает быстрее влиться в команду и вникнуть в рабочие задачи.

«Понять особенности профессии помогает общение с работающими специалистами. Не стоит бояться прямо расспрашивать их, как проходит рабочий день, с какими сложностями и задачами они сталкиваются, что им нравится, а что — нет, — поясняет Катя. — Ещё один хороший способ «почувствовать» профессию — обучение на бесплатных курсах. Дело тут даже не в том, чтобы чему-то научиться, а в том, чтобы узнать, какие знания и навыки нужны в этой специальности. Так можно глубже понять будущую профессиональную деятельность и заранее «примерить» её на себя».

  • Попробовать погрузится в профессию. Несмотря на то, что спрос на айтишников остается стабильно высоким, такой же высокой остается и конкуренция среди специалистов. Она особенно заметна в среде джунов. Работодатели предпочитают нанимать кандидатов с опытом, пусть и минимальным. Поэтому, чем раньше человек определиться с желаемой профессиональной ролью, тем быстрее сможет наработать портфолио.

«В своей работе я всё чаще сталкиваюсь с кандидатами, которые начинают карьеру ещё во время учебы, — рассказывает Катя. — В Контуре есть ребята, которые пришли к нам работать, будучи студентами старших курсов. И уже тогда мы оценивали их как начинающих мидлов. У них за плечами был реальные боевой опыт разработки, и это не только учебные проекты».

Чтобы погрузится в профессию и начать нарабытывать опыт, не обязательно искать работу с полной ставкой. Да и сделать это школьнику или студенту первых курсов не так-то просто. Начать можно с местного комьюнити или интернет-сообщества IT-специалистов. Нередко в таких группах ребята делятся опытом, рассказывают о своей работе или просят помощи в решении профессиональных вопросов. Это хороший шанс для новичка опробовать на практике свои знания и добавить реальный проект в свое портфолио. Или можно поискать что-то подобное на фрилансе. Обычно заказчики не смотрят на возраст и образование исполнителя — для них важнее качественно выполненная работа.

«Ещё один хороший вариант — это стажировки. Они бывают бесплатные или оплачиваемые, все зависит от компании, которая их проводит, — делится опытом Катя. — После таких стажировок, иногда, можно получить оффер и остаться в компании на правах полноценного работника. При этом студентам работодатели могут предложить занятость на полставки или гибкий график, чтобы ребята могли совмещать работу и учебу».

Куда пойти учиться

Несмотря на большое количество очных и онлайн-курсов, лучше ориентироваться на высшее образование. В отличие от узкоспециализированной подготовки оно даст базовые знания, которые позволят, при необходимости, уйти в смежную профессиональную область или безболезненно сменить специализацию. Например, на ФИИТ студенты первые два года осваивают фундаментальные айтишные навыки, а на старших курсах могут выбрать, те дисциплины, которые им нравятся больше. Так они могут уделить больше времени программированию, аналитике, дизайну или математическим предметам. Посмотреть учебный план ФИИТ можно здесь, а о том, что прямо сейчас происходит на этом направлении, кто, как и чему учат студентов, мы рассказываем в нашей группе в ВКонтакте.

Подпишитесь на рассылку

Раз в месяц будем присылать письма с новостями про учебу и работу в IT
и с анонсами наших бесплатных мероприятий

Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Как с нами
связаться

По всем вопросам можно писать на fiit@kontur.ru
или в телеграм-чат @fiit_urfu